БОРИС
Том VI , С. 43-44
опубликовано: 22 июля 2009г.

БОРИС

(Шипулин Владимир Павлович; 27.12.1874, г. Вельск Вологодской губ.- 23.02.1938, Узбекистан), архиеп. Ташкентский и Среднеазиатский. В 1896 г. окончил Вологодскую ДС, в 1900 г.- МДА со степенью канд. богословия, в том же году пострижен в монашество с именем Б. и назначен помощником инспектора академии. 14 янв. 1901 г. рукоположен во иеродиакона, 31 марта - во иеромонаха. В 1902 г. назначен инспектором в Курскую ДС, в 1904 г.- ректором Псковской ДС с возведением в сан архимандрита. В 1905 г. переведен в Москву на должность синодального ризничего и настоятеля ц. в честь Двенадцати апостолов в Московском Кремле. С 1906 г. настоятель московского Новоспасского мон-ря. Благодаря усилиям Б. в мон-ре были отремонтированы Знаменский, Преображенский и Екатерининский храмы, Покровский собор, братский корпус, заново отделаны Сергиевская ц., колокольня и св. врата. Б. многое сделал для восстановления монастырской жизни, упорядочения богослужения, организовал беседы с прихожанами. 30 окт. того же года назначен благочинным ставропигиальных мон-рей. 3 марта 1909 г. в Новоспасском мон-ре под председательством Б. состоялось собрание настоятелей всех ставропигиальных мон-рей, на к-ром обсуждалось состояние монастырских школ для послушников. В соответствии с принятыми на собрании решениями мн. закрытые ранее школы были восстановлены, в тех, где проводились занятия, был наведен порядок. 16 сент. 1909 г. Б. назначили ректором Московской ДС.

Еп. Борис (Шипулин). Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА)Еп. Борис (Шипулин). Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА)

24 июня 1912 г. свт. Владимир (Богоявленский), митр. Московский, в сослужении 6 архиереев в храме Христа Спасителя совершил хиротонию Б. во епископа Винницкого, вик. Подольской епархии. 14 февр. 1914 г. Б. был переведен на Балтское вик-ство той же епархии, 12 февр. 1915 г. назначен епископом Чебоксарским, викарием Казанской епархии, настоятелем казанского Кизичского мон-ря. Участвовал в Поместном Соборе РПЦ 1917-1918 гг. в качестве зам. митр. Казанского и Свияжского Иакова (Пятницкого).

В сент. 1918 г. митр. Иаков, Б., а также мн. др. казанские священнослужители покинули Казань вместе с отступавшими войсками белочехов. 24 дек. того же года Б. участвовал в отпевании архиеп. Иркутского и Верхоленского Иоанна (Смирнова) в иркутском Вознесенском мон-ре. Вскоре Б. был назначен епископом Киренским, викарием Иркутской епархии (по 1921), в марте 1919 г. ему было поручено также временное управление Пермской епархией. Совершая поездку по епархии, Б. посетил Белогорский во имя свт. Николая монастырь, а также Серафимо-Алексеевский скит, где ему рассказали о зверском убиении красноармейцами мн. насельников. Летом 1920 г. Б. освятил храм в с. Улан-Горхон (в Иркутской епархии). В нач. 1921 г. власти закрыли иркутский Вознесенский мон-рь, настоятелем к-рого являлся Б., в присутствии епископа были кощунственно вскрыты мощи Иркутского свт. Иннокентия (Кульчицкого).

Указом свт. Патриарха Тихона в кон. 1921 г. Б. был назначен епископом Уфимским и Мензелинским; на кафедру прибыл в кон. февр.- нач. марта 1922 г. 18-19 окт. 1922 г., в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, епископ был арестован в Уфе, следствие проходило в Перми, т. к. власти боялись, что верующие Уфы окажут поддержку своему архиерею. Доказать участие Б. в сопротивлении изъятию не удалось, 19 янв. 1923 г. Пермский окружной суд обвинил его в «моральной и материальной поддержке правительства Колчака» и приговорил к 7 годам принудительных работ с заключением в Пермском исправдоме. В результате амнистии срок был сокращен до 2 лет с зачетом предварительного заключения. Б. провел в тюрьме год, по освобождении Б., согласно Постановлению свт. Патриарха Тихона от 21 янв. 1924 г., должен был вернуться к управлению Уфимской епархией, однако вскоре (не позднее февр.- нач. марта) он был сослан в Харьков или непосредственно из Перми, или из Уфы после кратковременного пребывания на кафедре. В 1924 г. в неск. периодических изданиях было опубликовано «Заявление во ВЦИК еп. Бориса Харьковского» от 6 нояб., в к-ром автор писал о своем «отмежевании» от Патриарха Тихона и присоединении к обновленчеству. Впрочем, уже в нач. 1925 г., по утверждению уфимских обновленцев, Б. был «опять с Тихоном». 1 марта 1926 г. вместе с неск. укр. архиереями, во главе к-рых стоял Прилукский еп. Василий (Зеленцов), Б., временно управлявший Каменец-Подольской епархией, поддержал Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) в его противостоянии раскольнической деятельности Екатеринбургского архиеп. Григория (Яцковского).

Борис (Шипулин), архиеп. Ташкентский. Внутренняя тюрьма. Фотография. 1937 г.Борис (Шипулин), архиеп. Ташкентский. Внутренняя тюрьма. Фотография. 1937 г.

В 1927 г. Б. был возведен в сан архиепископа и 27 сент. назначен на Тульскую кафедру. В кон. того же года он был арестован по обвинению «в активной работе по объединению всех церковных ориентаций для организованной борьбы с советской властью», приговорен к 3 годам концлагерей с последующим 3-годичным запретом проживания в центральных городах, отбывал наказание в СЛОН. 21 мая 1934 г. назначен на Тобольскую кафедру, в управление епархией не вступал; 21 мая 1935 г. назначен архиеп. Томским, 9 июня назначение было отменено; с янв. 1936 г. архиеп. Петрозаводский и Олонецкий, епархией не управлял.

В кон. 1936 или в нач. 1937 г. Б. прибыл в ссылку в Ташкент. В февр. 1936 г., после кончины митр. Арсения (Стадницкого), Ташкентская и Туркестанская епархия была разделена на Казахстанскую и Среднеазиатскую. 26 февр. Б. был назначен на Среднеазиатскую кафедру, служил в часовне «Всех скорбящих Радость» на городском кладбище в Ташкенте. По воспоминаниям правосл. жителей Ташкента, «владыка Борис, несмотря на запреты властей, открыто и всюду, где появлялся, проповедовал народу Слово Божие. В личном быту отличался не просто неприхотливостью, а нищетой. Часто погружался в глубокую печаль, из глаз его потоками лились слезы, и на все вопросы в такие минуты отвечал: «Да простят меня, мерзкого, Бог и Патриарх Тихон». Ходил он в ветхом подряснике, босиком в любую непогоду, питался только хлебом и водой, носил вериги, в присутствии неверующих юродствовал. Владыка был прозорлив, читал мысли людей, отвечал на наши вопросы прежде, чем мы их задавали, а наедине каждому говорил о самом сокровенном... Паства горячо любила его и восхищалась им». В кон. 1936 г., согласно завещанию митр. сщмч. Петра (Полянского), права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя перешли к митр. Сергию (Страгородскому). Сохранилось письмо неизвестного автора к Б., в к-ром разъяснялась ситуация, сложившаяся вокруг перехода Местоблюстительства к митр. Сергию. Это письмо Б. переслал Алма-Атинскому еп. Тихону (Шарапову) в качестве приложения к своему письму, в к-ром поддержал переход высшей церковной власти к митр. Сергию и благодарил еп. Тихона за присланную ему форму поминовения Местоблюстителя.

В мае 1937 г. Б. был вызван в ГПУ на встречу с обновленческим Ташкентским «митрополитом» Иоанном (Звёздкиным), во время к-рой Б. предложили присоединиться к обновленцам и стать «митрополитом всей Средней Азии». Б. отказался. 24 июля 1937 г. он был арестован по обвинению в «монархической агитации среди церковников, высказывании недовольства советской властью и ее политикой, контрреволюционных клеветнических взглядах о внутреннем экономическом положении СССР»; заключен во внутреннюю тюрьму УГБ НКВД УзССР. В ходе следствия епископу инкриминировали также создание контрреволюционного церковного центра, в к-рый входили 2 священника, служивших в кладбищенской часовне, 3 мирянина, а также архим. Валентин (Ляхоцкий) и еп. исп. Лука (Войно-Ясенецкий). По делу были арестованы 58 чел. Все обвиняемые признали себя виновными, кроме еп. Луки, ложные показания на к-рого дал в т. ч. и Б. К нояб. 1937 г. следствие установило «членство» Б. в рядах англ. разведки, и 7 февр. 1938 г. он был приговорен тройкой НКВД УзССР к расстрелу.

Арх.: РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/46. Д. 101. Л. 1; Д. 115. Л. 29; Д. 96. Л. 1; Оп. 1/47. Д. 173. Л. 17; Д. 183. Л. 29; Оп. 1/48. Д. 129. Л. 9; Д. 149. Л. 1, 74; Д. 195. Л. 3; ОСО СНБ Республики Узбекистан. Д. 9213.
Ист.: ЦВед. 1912. № 21. С. 23; 1914. № 8. С. 51; 1915. № 8. С. 59; 1915. № 42. С. 481; 1918. № 19-20. С. 114; ПрибЦВед. 1912. № 26. С. 1098; Моск. церк. вестн. 1912. № 21. С. 230; 1914. № 8; 1915. № 8. С. 59. Судебный процесс еп. Бориса // Звезда. 1923. № 14. 21 янв.; Заявление во ВЦИК архиеп. Бориса Харьковского о признании своих прежних ошибок и об окончательном отмежевании от Патриарха Тихона // Церковное обновление. 1924. № 19-20. С. 83; Воззвание Уфимского ЕУ православно-верующим Уфимской епархии. Уфа, 1925 [Воззвание обновленцев]; Рус. Востокъ. 2001. № 50-52 (165-167). 14-31 дек.
Лит.: Heyer F. Die orthodoxe Kirche in der Ukraine: von 1917 bis 1945. Köln, 1953. S. 17, 102, 117; Нечаев М. Г. Красный террор и Церковь на Урале. Пермь, 1992. С. 11, 14; [Вяткин В. В.] Величие и трагедия Уральского Афона: История Белогорского мон-ря. Пермь, 1996. С. 109-112; Марущак В., протодиак. Святитель-хирург: Житие архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого). М., 1997. С. 43-48.
В. Б. Заславский
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГАВРИИЛ (Огородников Дмитрий Иванович; 1890 - 1971), архиеп. Ташкентский и Среднеазиатский
  • АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
  • АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский
  • АВРААМИЙ (Дернов Анатолий Иванович; 1874-1939), архиеп. Глазовский